Политика. Власть. Общество.

Новости, которые вы ждали

Ормузский пролив – забитая нефтяная артерия мира

США провоцируют Иран на закрытие Ормузского пролива, над которым вчера сбили иранский дрон. Перекрытие главной нефтяной артерии мира может вызвать мировой экономический кризис и глобальную войну на Ближнем Востоке. И Тегеран не пойдёт на это

19 Июля 2019 19:35

В мире есть несколько водных пространств, без которых невозможно нормальное функционирование мировой экономики. Большая часть из них находится в Евразии. Это кишащий пиратами Малаккский пролив – окно Китая и Японии в Африку и Европу. На Ближнем Востоке такими стратегическими пунктами являются Баб-эль-Мандебский пролив, на берегу которого идёт война (в Йемене), и египетский Суэцкий канал. Эти водные артерии позволяют судам попасть из Азии в Европу и наоборот, не огибая вытянутый с севера на юг африканский континент. Именно из-за их важности Китай вслед за США построил в африканском Джибути военную базу.

В Европе ключевую роль играют Гибралтар и Босфор с Дарданеллами. Хотя колониальные войны стали рудиментом истории, наследницы Британской и Испанской империй до сих пор спорят относительно принадлежности клочка земли площадью в 6,5 тысячи кв. км. Спор обострился из-за решения Британии выйти из ЕС. Пару недель назад у берегов Гибралтара британцы арестовали иранский танкер Grace 1. Если английский Гибралтар – ворота в Средиземное море, то Босфор – в Чёрное море. Значение контролируемого турками канала возросло после начала украинского конфликта и участившегося захода натовских кораблей в Чёрное море.

Как видно, львиная доля стратегических узлов приходится на Азию.

В Западном полушарии таковым является Панамский канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Канал строился, когда Панама была протекторатом США. В 1999 году американцы передали этот канал панамскому правительству, но де факто сохраняют за собой контроль. Чтобы не зависеть от Вашингтона, китайцы решили строить в соседнем Никарагуа альтернативный канал.

Экономическое значение Ормузского пролива

В этом списке главных водных артерий глобальной экономики особое место занимает Ормузский пролив. Зажатый между Ираном и Оманом и имеющий ширину в самом узком месте 33 км, Ормузский пролив – главный нефтяной коридор мира. Через Ормузский пролив проходит 30% перевозимой по воде нефти и столько же сжиженного природного газа (СПГ). В баррелях — это 22,5 миллиона в день, что составляет четверть мирового производства, или сумма нефтедобычи в США и России.

Для шести стран ОПЕК – Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии, Бахрейна, Катара и ОАЭ – Ормузский пролив единственный путь поставок нефти за рубеж. Через него Катар экспортирует также большую часть СПГ. Примерно 80 процентов вывозимой нефти предназначена для азиатских рынков.

Самый зависимый импортёр – Япония (80%), далее расположились страны Западной Европы (23%) и США (13%).

Геополитические перипетии

Ормузский пролив – не только важнейший экономический коридор, но и один из самых напряжённых регионов в мире. Здесь соприкасаются враждующие между собой шиитский Иран и суннитские страны, прежде всего Саудовская Аравия и ОАЭ. Эмираты до сих пор не могут поделить с иранцами три острова – Большой Танб, Малый Танб и Абу-Муса. У берегов последнего в этом месяце иранские катеры чуть не потопили британский танкер British Heritage, но за него вступился оказавшийся рядом фрегат Королевского флота Великобритании HMS Montrose.

В период ирано-иракской войны 1980–1988 годов Ормузский пролив стал бичом для иностранных судов. После того как на иранских минах подорвался американский фрегат «Сэмюэль Б. Робертс», США начали операцию «Богомол» и потопили иранский фрегат «Саханд» и несколько мелких кораблей. В том же 1988 году американский крейсер  «Vincennes» уничтожил иранский пассажирский лайнер Airbus A300.

После десятилетнего затишья Ормузский пролив снова напомнил о себе в 2010 году, когда «Аль-Каида» атаковала японский танкер. В это время Исламская Республика Иран (ИРИ) регулярно угрожала перекрыть пролив в качестве возмездия на санкции ЕС и США.

Фото: www.globallookpress.com

В 2016 году шестёрка международных посредников, включая страны ЕС, Россию, Китай и Соединённые Штаты, подписали с ИРИ «ядерную сделку». Напряжённость спала. Но после того как США вышли из соглашения в прошлом году и ввели антииранские нефтяные санкции, инциденты возобновились.

Угрозы закрыть Ормузский пролив

В середине мая этого года у берегов ОАЭ были атакованы четыре судна, включая два саудовских танкера. Месяцем позже, 13 июня, нападению подверглись два танкера – норвежский Front Altair и японский Kokuka Courageous. В нём США обвинили иранцев. Через неделю ИРИ уничтожила американский дрон над своим воздушным пространством. Последний инцидент произошёл вчера ночью. Дональд Трамп сообщил, что американский корабль в Ормузском проливе сбил иранский беспилотник, находившийся в 900 м от него.

Столкновения в регионе сопровождаются угрозами ИРИ закрыть врата Персидского залива.

Если Иран лишится выгод, которые он получает от эксплуатации Ормузского пролива, являющегося международной водной артерией, мы его закроем,

– сказал в апреле главком ВМС Ирана Алиреза Тангсири.

В ответ на это Пентагон собирает коалицию из стран Ближнего Востока и даёт понять, что силой готов защищать нефтетанкеры и свободу судоходства. С этой целью в Персидском заливе с прошлого месяца курсирует американская авианосная группа.

Президент США Дональд Трамп сообщил, что американский корабль в Ормузском проливе сбил иранский беспилотник, находившийся в 900 м от него. Фото: www.globallookpress.com

Зачем Ирану закрывать Ормуз?

Мотивы у Тегерана не изменились. Они экономические. Так же, как и до подписания «ядерной сделки», ИРИ находится под санкционным давлением. Хотя сейчас ЕС вслед за США не ввёл санкций и даже защищает Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), страх быть наказанным Вашингтоном вынудил европейские компании (Total, Eni, Siemens) свернуть активы в Иране.

По условиям СВПД, Иран не должен разрабатывать ядерное оружие в обмен на отмену международных санкций. ИРИ выполнила свою часть соглашения, но не получила обещанных экономических дивидендов. Учитывая, что других инструментов воздействия на нарушителей СВПД у Тегерана не осталось, он переходит к силовому воздействию, угрожая закрыть врата Персидского залива.

Что будет, если Иран закроет пролив?

Некоторые эксперты полагают, что США нарочно провоцируют Иран на закрытие пролива. Инциденты с танкерами направлены именно на это. Штатам выгодны резкие шаги со стороны ИРИ, чтобы уговорить своих европейских партнёров присоединиться к санкциям.

А если серьёзно, то, может быть, американцы пытаются именно на это их и спровоцировать, потому что тогда легче будет поднять международный скандал и составить какое-то подобие международной коалиции, 

– отметил политолог Сергей Михеев в комментарии на «Вести FM».

Если Иран закроет Ормузский пролив, то его действия, по международному праву, будут трактоваться как нарушение свободы судоходства. Защищающие своих суннитских союзников США с большой долей вероятности будут атаковать иранские корабли, преграждающие путь танкерам. Недалеко отсюда в Бахрейне базируется Пятый флот ВМС США. С воздуха их будут поддерживать дислоцированные на авиабазе Эль-Удейд в Катаре американские истребители.

Ни на море, ни в воздухе Иран не может составить конкуренцию США, но способен попортить кровь их союзникам. Хуситы в Йемене могут возобновить обстрелы саудовских городов, а саудовские шииты – поднять восстание в восточных и западных провинциях королевства. «Хезболла» могла бы активнее действовать против Израиля с территории Сирии и Ливана. Самих американских военных в Ираке тоже ждут неприятности, потому что Иран имеет влияние на местные военизированные шиитские формирования.

Если американцы начнут атаковать непосредственно иранскую территорию, Иран может ударить своими баллистическими ракетами по военным базам США в регионе (Кувейт, Катар, ОАЭ, Бахрейн) и по столицам их суннитских союзников.

Иран не будет «стрелять себе в ногу»

Закрытие Ормузского пролива вызовет крупную региональную войну, которая нанесёт экономический урон не только Ирану, ОАЭ, Эмиратам и остальным странам ОПЕК, но и всему миру. За один день мир может лишиться четверти поставок нефти. Такой дефицит топлива вкупе с взлетающими ценами ударит по крупнейшим зависимым от импорта энергоносителей экономикам мира – Китаю и Евросоюзу – и может привести к мировому финансовому кризису.

Несмотря на всю обиду на Запад, Иран не будет перекрывать Ормузский пролив. Так же, как и Эмираты, Кувейт и остальные страны региона, основную часть нефти ИРИ экспортирует через эту артерию. Закрыть её – всё равно что «стрелять себе в ногу». Да ещё в такой сложный экономический период, когда под санкциями США в Иране растёт инфляция и безработица.

У нас, конечно, есть возможность сделать это, но мы, конечно, не хотим этого делать, потому что Ормузский пролив и Персидский залив — это наша «дорога жизни»,

– сказал глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф в интервью Bloomberg.

Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф. Фото: www.globallookpress.com

Альтернативные маршруты

Все региональные игроки понимают, к какой катастрофе приведёт ограничение свободы судоходства в Персидском заливе. Однако на всякий случай они развивают альтернативные маршруты доставки нефти и газа. В 2012 году ОАЭ открыли нефтепровод из Абу-Даби в Фуджейру, а Саудовская Аравия модернизировала газопровод, связывающий терминал Янбу в Красном море с месторождениями в восточных провинциях. В диверсификации нефтяных маршрутов участвуют и сами иранцы. В 2017-м они открыли построенный индусами порт Чебахар на берегу Индийского океана.

Здесь же нужно упомянуть, что нынешняя война в Сирии – прямое следствие желания Ирана, Саудовской Аравии и Катара обойти Ормузский пролив. Когда Дамаск отказал саудитам и катарцам в строительстве газопровода, выходящего прямо к берегам Средиземного моря, и выбрал проект Иран – Ирак – Сирия, суннитские страны начали поддерживать исламистов, пытавшихся свергнуть Башара Асада.

Закрытие Ормузского пролива несёт в себе угрозу мирового экономического кризиса и большой региональной войны. Понимающий, что этот кризис угробит и его экономику, Иран вряд ли пойдёт на такой шаг, что, однако, не мешает ему и другим странам ОПЕК искать альтернативу главной нефтяной артерии мира.
ЦАРЬГРАД

(Просмотрено 77, просмотрено сегодня 1)
Автор статьи: Irina
@Mail.ru