Политика. Власть. Общество.

Новости, которые вы ждали

Мэр Якутска: городские проблемы без нацпроектов не решить

Трудности, с которыми сталкиваются власти Якутска, характерны для многих российских городов — аварийное жилье, плохие дороги, недостаток собственных средств в бюджете. Однако в отличие от большинства городов страны решать эти проблемы приходится в условиях резко континентального климата и вечной мерзлоты, когда перепад температуры воздуха в течение года достигает ста градусов. При этом Якутск — один из старейших городов Дальневосточного округа — становится самым молодым на Дальнем Востоке: только с начала года здесь родилось 4,5 тыс. детей — почти половина от всех новорожденных в Якутии. О том, как власти Якутска справляются с накопившимися проблемами и новыми вызовами и как национальные проекты сделают жизнь в городе комфортнее, в интервью ТАСС рассказала мэр города Сардана Авксентьева.

— Сардана Владимировна, Якутск, как и многие муниципалитеты, сталкивается с дополнительными бюджетными расходами, в том числе на выполнение майских указов президента России. Есть ли проблемы с наполнением городского бюджета, собираемостью налогов? Какие меры приняты для увеличения доходов городской казны?

— В середине ноября прошли публичные слушания проекта бюджета Якутска на 2020 год. Его доходы к первому чтению запланированы на уровне 8,1 млрд рублей с ростом на 47 млн рублей. Расходы же превысят 8,5 млрд рублей, что на 242 млн рублей меньше, чем в уточненном бюджете текущего года.

В схожей ситуации находятся многие российские муниципалитеты: их доходы растут не такими высокими темпами, как дополнительные расходные обязательства, прежде всего по майским указам. К примеру, доля расходов на фонд оплаты труда бюджетников в Якутске в 2020 году возрастет на 7% — с 35 до 42. Так что у муниципалитетов остается все меньше денег на текущую деятельность по нормальному жизнеобеспечению, не говоря уже о развитии и модернизации городского хозяйства.

— Продолжите ли вы оптимизацию бюджетных и представительских расходов в мэрии? Сколько средств удалось сэкономить с начала года?

— Как я уже сказала, бюджет на 2020 год — непростой. Для исполнения крупных расходных обязательств нам приходится сокращать многие статьи финансирования. В целом это идет в русле намеченной нами в сентябре 2018 года политики оптимизации непервоочередных расходов. Так, в 2020 году мы планируем дополнительно сократить командировочные расходы на 50% — это 9,6 млн рублей, на 80% урезать затраты на покупку мебели — это 65,5 млн рублей. Введем временный мораторий на капитальный и текущий ремонт административных зданий. И это только в центральном аппарате мэрии. Аналогичная оптимизация проводится в структурных и территориальных подразделениях, на муниципальных предприятиях.

В целом мы говорим о системной работе по повышению эффективности бюджетных расходов и устойчивости бюджета за счет выявления и сокращения неэффективных трат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях и выполнении публичных обязательств.

У нас около 40 муниципальных и более 20 переданных государственных полномочий. При этом, по нашим расчетам, недофинансирование по переданным полномочиям в 2020 году составит около 1 млрд рублей, так что нам приходится экономить, это необходимая мера.

— Вы уже больше года работаете на посту мэра. Удалось ли выполнить предвыборные обещания? Может, какие-то из них пришлось пересмотреть? Есть ли городские проблемы, представление о которых у вас в корне изменилось?

— Летом 2018 года во время предвыборной кампании мы на основе предложений и наказов горожан сформулировали перечень предвыборных обещаний — 46 позиций, которые разбиты на семь отраслевых и тематических разделов. Этот список есть у меня в смартфоне и в компьютере на рабочем столе. Принимая те или иные решения, мы сверяемся с тем, что пообещали людям. Рассказать обо всем, что сделано или делается по реализации предвыборных обещаний, в рамках ответа на один вопрос очень сложно. Но, фиксируя позитивные изменения в жизнедеятельности и развитии городского хозяйства, мы всякий раз говорим о предвыборных обещаниях.

Это и оптимизация необязательных расходов на командировки, и представительские цели, снижение стоимости проезда в автобусах, строительство дороги в микрорайоне для многодетных семей. Мы сократили расходы на командировки, особенно за границу, содержание главы и одну штатную единицу заместителя главы города вместе с его аппаратом. Мы сформировали новую общественную палату города, профильные общественные советы по направлениям жизнедеятельности городского хозяйства, усилили общественный контроль за деятельностью структур мэрии и муниципальных предприятий.

Наряду со сносом ветхого и аварийного жилья другой сложный пункт предвыборных обещаний — бездефицитный бюджет и снижение долговой нагрузки. Но мы считаем, что сможем справиться с этими задачами поэтапно в течение нескольких лет.

 Что вы после года думаете о работе мэра?

— В одном из своих интервью президент страны Владимир Путин назвал работу градоначальника более сложной, чем главы государства. Я полностью согласна с ним в том, что глава муниципалитета должен быть в постоянном контакте с населением — без этого нормальное функционирование местного самоуправления невозможно. Да, это отнимает много времени, энергии, эмоциональных, интеллектуальных и физических сил. Слава богу, есть социальные сети, в которых можно пообщаться с людьми после работы или в обед, ответить на насущные вопросы: там мусор не вывезли, здесь автобус плохо ходит, или канализация потекла, и адресовать их соответствующим структурам для оперативного решения. И я постепенно приучаю к такой каждодневной коммуникации глав управ и основных структурных подразделений.

 Глобальное потепление и деградация вечной мерзлоты — серьезный вызов для Якутска, его домов, дорог, инфраструктуры.

— Да, такая проблема существует, но полностью ее масштабы оценить сложно. Никаких серьезных исследований, тотального мониторинга жилых и социальных объектов не проводилось много лет. Нет государственных стандартов строительства на вечной мерзлоте. Сегодня мы работаем с этой проблемой по мере выявления серьезных деформаций фундаментов или кренов зданий. Мы обсуждаем эту проблему со специалистами Института мерзлотоведения, научно-технического совета при главе города. Пока не получим экспертных заключений, говорить о конкретных технических решениях преждевременно.

Любые мероприятия в этой сфере очень дорогостоящи, идет ли речь об укрепительных работах или сносе, — десятки и сотни миллионов рублей. Муниципальный бюджет такие затраты в одиночку не потянет.

— Как идет выполнение национальных проектов в Якутске? Достаточно ли финансирования, учитывает ли оно особые климатические условия города?

— В 2019 году город участвовал в пяти национальных проектах, общее финансирование которых составило 2,2 млрд рублей. Наиболее крупными стали нацпроекты «Безопасные и качественные автодороги» (1,43 млрд рублей) и «Жилье и городская среда» (731 млн рублей). В 2020 году мы планируем принять участие уже в семи нацпроектах, а общая сумма на их реализацию возрастет до 3,1 млрд рублей.

Реализация нацпроектов в городе проводится совместно с властями республики в плановом порядке. Намеченные показатели по итогам года, судя по текущей динамике, будут достигнуты.

 Дороги — еще одна из проблем Якутска, так как высокая транспортная нагрузка, резкие перепады температуры и таяние вечной мерзлоты негативно сказываются на их состоянии. Способен ли нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» изменить ситуацию?

— Эксплуатация асфальтовых дорог в условиях вечной мерзлоты и резко континентального климата действительно имеет свои особенности. Кроме того, Якутск — крупнейший город, транспортно-логистический и торговый центр на северо-востоке страны, в нем живет более трети населения Якутии, что ведет к повышенной нагрузке на улично-дорожную сеть, в том числе от транзитного или тяжелого грузового транспорта, задействованного, например, в строительстве.

Если соблюдаются технологии укладки асфальта, то дороги в наших условиях, в принципе, выдерживают гарантийный срок и сохраняют нормативное состояние. При строительстве дорог нередко выявляются участки слабонесущих грунтов, так называемые пучинообразования, последствия таяния вечной мерзлоты. Подрядчикам приходится вынимать такой грунт до твердого основания и заменять его. Это, безусловно, приводит к удорожанию и увеличению сроков строительства. Если же эти «пучины» не устранять, дорога провалится под нагрузкой.

Другая проблема — подземные коммуникации, которые также влияют на вечную мерзлоту и дорожное полотно. В этом году мы заменили газо- и водопроводы, канализацию, другие сети, которые находились под строящимися дорогами. Это сделано, чтобы в следующем году местные коммунальщики не начали долбить новый асфальт для замены прогнивших труб.

 На строительство, ремонт и реконструкцию 25 км городских дорог Якутска в 2019 году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» планировалось направить около 1,5 млрд рублей. Как идет освоение выделенных средств, удается ли реализовать все планы? Как контролируется качество дорог? Есть ли примеры, когда приходилось отказывать подрядчикам в их приемке? Как жители участвуют в реализации этого проекта?

— Нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» первый год реализуется в Якутске. По общему мнению, первый блин не стал комом, с принятыми планами справились. Не без нареканий, конечно, но в целом хочу выразить благодарность как подрядчикам, так и профильным структурам администрации за нормальную организацию работы при беспрецедентных объемах и сжатых сроках. «Беспрецедентный» я использую не для красного словца: до конца года на территории городского округа будет построено 25,8 км дорог. Для примера: в последние годы в Якутске строили в среднем по 6–8 км. Асфальтовые работы завершены в начале ноября, проводится приемка выполненных по контрактам работ — это 16 улиц и дорог, три моста.

Когда я говорю о сжатых сроках, я имею в виду, что в ноябре прошлого года, когда стало известно, что Якутск войдет в нацпроект, у нас вообще не было проектно-сметной документации по некоторым улицам, а большая часть проектов не проходила госэкспертизу. Официально соглашение по национальному проекту было подписано в конце января 2019 года, лимиты довели в марте. В результате сами работы по реконструкции и капремонту дорог начались в конце июня — начале июля. С учетом короткого сезона в Якутии это поздно. Кроме того, примерно 10% выделенных средств ушло на замену и перенос инженерных сетей.

Контроль за дорожными работами в этом году был массовый — со стороны мэрии, общественных организаций, Общероссийского народного фронта, неравнодушных горожан. В этом году мы впервые заключили муниципальный контракт на лабораторные исследования асфальта с местным специализированным институтом, взяли сотни проб и во время строительства, и по завершении работ. Выявили несколько случаев брака, по одному из них заставили подрядчика снять слой некондиционного асфальта. Последние объекты завершали поздней осенью, в небольшой минус, даже при снеге. В этих условиях контроль еще больше ужесточили, последние метры асфальтирования буквально снимали на видео, журналистов приглашали, блогеров, чтобы они сами посмотрели и ни у кого не возникало вопросов по соблюдению технологии. Отдельные дефекты — да, выявили, в следующем году подрядчик сможет устранить их по гарантии.

 В этом году в городе началась системная работа по газификации жилого фонда. Что будет сделано до конца года в этом направлении, какие планы на 2020 год? Что газификация даст городу, какие проблемы позволит решить?

— Мы ставим перед собой цель в 2020–2022 годах провести поэтапную разработку схем газификации округов и пригородов Якутска. В первом квартале 2020 года планируем приступить к разработке схемы и во втором квартале — начать работы в двух наиболее нуждающихся кварталах городского округа для создания условий технологического присоединения заявителей к сетям газораспределения. Основная проблема существующей схемы газоснабжения — это нехватка пропускной способности. Из-за этого многие горожане, проживающие в частном секторе, не могут получить разрешение на подключение домов к газу. Для решения этой проблемы разрабатывается схема газоснабжения высокого давления, сумма затрат муниципального бюджета по которой составляет 6,9 млн рублей. Стоит вопрос и по разработке схемы газоснабжения низкого давления, сумма затрат — ориентировочно 30 млн рублей. По предварительным расчетам компании «Сахатранснефтегаз», для устранения дефицита пропускной способности потребуется около 314,7 млн рублей.

 На прошедшем в сентябре Восточном экономическом форуме поднимались проблемы жилищного строительства как одного из факторов, влияющих на демографическую проблему всего Дальневосточного округа. В частности, предлагалось возобновить строительство арендного жилья для привлечения и закрепления молодых специалистов. Готовы ли в Якутске поддержать такую инициативу? Сможет ли такая мера привлечь новых специалистов?

— Такая мера действительно может стать дополнительным стимулом для трудоустройства местных жителей, особенно молодежи. Ее обсуждали в Госдуме, где ряд депутатов выступают за необходимость принятия отдельной федеральной программы строительства арендного жилья. Речь здесь, по нашему мнению, должна идти не только о закреплении молодых специалистов, но и о людях, горожанах, которые стоят в очереди на получение жилья десятки лет, еще с советских времен, а также о людях, к примеру, потерявших жилье в результате пожара.

В Якутске очень хорошо восприняли и инициативу о введении ипотеки под 2% годовых для молодых семей. Полагаю, для тех, кто намерен связать свою жизнь с Дальним Востоком, это может стать ключевым стимулом. Вместе с тем считаю возможным и необходимым расширить эту хорошую льготу на другие категории дальневосточников, без привязки к возрасту и социальному статусу. Мы ведь также заинтересованы в том, чтобы в макрорегионе жили люди и других возрастов, опытные специалисты и квалифицированные работники.

 В 2019 году начинается второй этап программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Как идет ее выполнение в Якутске? Сколько нуждающихся переселено? Какие средства направил бюджет на эти цели? Удается ли выдерживать намеченные графики переселения и какие проблемы возникают при решении этой задачи?

— Во второй этап программы переселения включены граждане, проживающие в аварийном фонде, признанном таковым с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года. В нашем городе это 167 многоквартирных домов, в основном двухэтажных «деревяшек». Общая площадь, подлежащая расселению с 2019 по 2025 год, — немногим больше 68 тыс. кв. метров. Финансирование второго этапа программы в Якутске составляет 6,27 млрд рублей. До конца 2020 года мы должны расселить 742 человека, которые живут в 36 аварийных домах.

Работа ведется в плановом режиме. Трудности связаны, во-первых, с нехваткой у потенциальных застройщиков квартир, соответствующих по площади старому жилью переселенцев. В связи с этим используются механизмы приобретения квартир на вторичном рынке или выплаты денежных компенсаций. Другая проблема является следствием вступления в силу новеллы федерального закона о долевом строительстве в части обязательного открытия эскроу-счетов. Возникают противоречия с нормами Бюджетного кодекса, который обязывает казенные учреждения осуществлять операции по муниципальным контрактам с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства, финансовых органах субъектов или муниципальных образований, то есть счета нельзя открывать в коммерческих банках.

Третье препятствие связано с местными особенностями ветхого и аварийного жилья. В Якутске очень высока доля подлежащих расселению помещений площадью менее 28 кв. метров — от 12 до 20 «квадратов». Новые квартиры такой маленькой площади никто не строит. При этом постановлением правительства республики максимальный коэффициент превышения площади нового жилья установлен в размере 1,1. Мы попросили правительство Якутии рассмотреть возможность увеличения максимального коэффициента компенсации до 1,25. Вопрос на рассмотрении, надеемся, что наши доводы будут услышаны.

 Помог ли национальный проект «Образование» в решении проблемы нехватки школ в Якутске?

— Год назад в интервью вашему агентству я сказала, что для того, чтобы перевести все школы Якутска на обучение в одну смену, нам нужно построить еще столько же школ, сколько есть сегодня, — 50. В этом году в этих школах учатся 47 тыс. школьников — это на две тысячи больше, чем годом ранее. При этом проектная вместимость существующих школ — 22,7 тыс. мест. За пять лет в Якутске построили шесть школ. Кроме того, при поддержке федерального и республиканского бюджетов выкуплены шесть зданий и помещений для школ разной вместимости.

Половина новых школ появилась благодаря программе государственно-частного партнерства (ГЧП), инициированной предыдущим мэром Айсеном Николаевым. Это, безусловно, большое достижение. Но школы построены, говоря простым языком, в ипотеку: это не наши деньги, а деньги инвестора, и город за эти школы и другие социальные объекты по ГЧП будет расплачиваться еще десять лет — по 700–800 млн рублей ежегодно. Свободных денег на массовое строительство школ в Якутске — чтобы успеть к 2025 году —  нет ни у правительства региона, ни у муниципалитета. Строительство одной школы на 1 тыс. мест стоит примерно 1 млрд рублей, а собственные доходы города — чуть больше 8 млрд рублей в год, поэтому решить проблему, по крайней мере существенно снизить ее остроту, можно только при поддержке федерального бюджета и реализации нацпроекта «Образование». В наших планах на ближайшие два-три года при поддержке правительства Якутии построить пять объектов образования.

 Какие меры принимает мэрия для выделения земли многодетным семьям?

— Это одна из важных социальных проблем города, в решении которой мы, я считаю, серьезно продвинемся в этом году. Якутия, если не ошибаюсь, единственный регион на Дальнем Востоке с положительной демографией. С начала года в республике родилось 9630 детей, из них почти половина — 4,5 тыс. — в нашем городе. И мы этому очень рады.

Соответственно, у нас много многодетных семей или мамочек с тремя и более детьми, которых мы по закону должны обеспечить бесплатными земельными участками. В очереди на их получение стоят 6,7 тыс. многодетных семей. Чтобы обеспечить их землей, мы с прошлого года занимаемся переводом земель федерального лесного фонда в пригородах Якутска в муниципальную собственность. Буквально на днях председатель правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев подписал распоряжение о переводе этих земель в земли сельхозназначения, 458 гектаров. Семь лет этот вопрос практически не двигался с места, но нам менее чем за год удалось сделать большой шаг вперед. Сейчас перед нами стоит задача перевода земель в муниципальную собственность, нужно провести все необходимые процедуры по планировке и межеванию территорий. Мы не забываем и о будущей инфраструктуре участков, их электрификации и газификации. По предварительным расчетам, мы сможем обеспечить землей более тысячи многодетных семей. На этапе распределения участков подключим Общественную палату города и представителей многодетных семей, чтобы все было честно и прозрачно.

 Власти Якутска намеревались оборудовать территорию местности Ус Хатын, которая традиционно принимает крупные национальные мероприятия, для проведения зимних обрядовых праздников.  Получили ли эти намерения дальнейшее развитие? Есть ли проект обустройства? Какие у мэрии еще есть планы по обустройству городской среды, в том числе в рамках национального проекта?

— Мы заложили в бюджете 2020 года средства на проектно-сметную документацию строительства в местности Ус Хатын открытого стадиона для проведения игр, которые являются главным украшением каждого Ысыаха Туймаады (национального якутского праздника — прим. ТАСС) и собирают десятки тысяч зрителей. Каждый год мы привносим в программу праздника улучшения и нововведения, постараемся порадовать гостей и следующим летом.

В индексе «Качество городской среды» Якутск по итогам 2018 года набрал 147 баллов. Это довольно низкий показатель по сравнению с городами одной группы по численности населения. Ни по одному из шести критериев город не набрал половины баллов. Вместе с тем, мы прогнозируем в 2020 году как ухудшение, так и улучшение отдельных показателей, из которых складываются эти критерии. Так, очевидно, уменьшится число баллов по критерию «Жилье и прилегающие пространства», так как мы за год признали аварийными около 300 жилых домов, потому что хотим, чтобы их жильцы попали в новый этап федеральной программы переселения. Но мы ждем некоторого улучшения критерия «Улично-дорожная сеть», так как за год благодаря нацпроекту БКАД построили тройную «норму» дорог.

В рамках проекта «Городская среда» в Якутске под кураторством главного архитектора республики Ирины Алексеевой ведется обустройство озера Талое, работы должны завершить до конца этого года. Здесь строится набережная с пешеходной зоной, предусмотрены зоны отдыха, малые архитектурные формы, обеспечена доступность для маломобильных групп населения.

Другой знаковый проект для города, поддержанный общественностью, — строительство Парка Победы. Мы заложили его в сентябре этого года, на высадку деревьев вышли тысячи горожан. Рассчитываем, что завершим его обустройство через два-три года.

Редакция региональных новостей
ТАСС

(Просмотрено 4, просмотрено сегодня 1)
Автор статьи: Irina
@Mail.ru